Виктор Андрусенко: "Очень по-хорошему им завидую..."

В прошедший вторник состоялся уже третий матч молодежной Сборной Санкт-Петербурга в мужском Чемпионате города. На этот раз соперником юных футболистов был серьезней предыдущих, постоянный призер Первенства – команда «Farm Gunners». Состоявшийся матч оказался более тяжелым для игроков Сборной, однако и он завершился уверенной победой «молодежки», пусть в составе «канониров» и не хватало ряда лидеров.

Своими впечатлениями от выступления Сборной в Первенстве Санкт-Петербурга и в целом от развития проекта, поделился тренер молодежной сборной Виктор Андрусенко, а также рассказал что является его источниками нескончаемой энергии для работы:



– Виктор Владимирович, на данный момент Вы руководите тремя пляжно-футбольными командами, участвующими в чемпионате Санкт-Петербурга. Помимо этого, тренируете ребят из филиала Академии «Зенита» 2012 года рождения и команду «Коломяг» 2004 года рождения, которая помимо подготовки к летнему сезону принимает участи в крупнейшем детском мини-футбольном турнире Санкт-Петербурга. Откуда столько энергии? Остается время на личную жизнь, и на то, чтобы «любить футбол в себе»?



– Ну если бы футбол не любил, то, конечно, энергии было бы браться неоткуда… Это любимая работа, а если ты находишь занятие по душе, то никогда не работаешь. Это конечно про меня, поскольку это и работа, и отдых одновременно.

– Один из ваших коллег по детско-юношескому тренерскому цеху вообще заявил, что «Андрусенко так распиарен, что все молодые игроки хотят играть исключительно под его руководством». Такая популярность помогает или наоборот испытываете некий дискомфорт от пристального внимания?



– Ну никакого дискомфорта я не чувствую, да и внимания особого тоже. Внимания в силу времени если только, например, сейчас я нахожусь третий час на поле вместе с молодежной Сборной и футболистами «Альянса-2». По поводу какой-то распиаренности… Ну, модное слово (улыбается…). Во-первых, просто так ничего не происходит и все-таки я сам себе зарабатываю своими действиями и компетенциями определенную известность, а, во-вторых, я несильно стараюсь обращать внимания на это. На такое нет особо времени – надо работать пока есть силы и пока есть желание и возможности.



– Насколько тяжело Вам, как весьма эмоциональному тренеру, удалось приспособиться к манере ведения игры Геннадием Москвиным, подчеркнуто дающий ребятам «право на ошибку»?



– Совершенно спокойно к этому отношусь и был готов к подобному. Никаких отрицательных эмоций не испытываю в принципе. Я абсолютно согласен с Геннадием Александровичем, да и мы бы не работали вдвоем со Сборной, если бы имели расхождения во мнениях по подготовке футболистов. Я считаю, что Москвин один из лучших специалистов в области футбола в целом, речь сейчас даже не о пляжном. Потому что, это и слова Геннадия Александровича, и мои, футбол один, а дальше это все его производные…

Мое поведение на играх… ну у нас начало такое, что мы иногда срываемся с ним вдвоем, что-то пытаемся подсказывать – это нормальное явление. Но в работе с такими ребятами – такого возраста, которые начинают, – надо дать им набить шишек, а подсказать уже после, в перерыве… А дальше работа с ними уже будет зависеть от них самих. А так, никакого дискомфорта не испытываю, наоборот, очень хорошо (улыбается…).


– Уже два игрока молодежной сборной начали тренироваться с «Альянсом». Как Вы оцениваете уровень готовности Полубедова с Гароном к участию в матчах хотя бы высшего дивизиона чемпионата Санкт-Петербурга?



– Только игры могут показать. Моя оценка… Я пока не буду озвучивать ее. То, что их пригласили, должно послужить определенным авансом для молодых футболистов, но так или иначе они обращали на себя внимание. Я являюсь тренером мужской команды, я не могу сказать, что это прямо какой-то сумасшедший вызов и т.д., но это определенно вызов для молодого футболиста, что его привлекают к тренировкам взрослой команды.

Как показывает практика, и в общем-то они сами это видят, игры в Первой и Высшей группе кардинально отличаются по скорости и по ведению игры, манере игры. Поэтому, тренировки с людьми, которые чуть больше играют в этот вид спорта, должны им многое дать. То, как они будут пользоваться этими шансами, зависит больше от них. Но повторюсь, безусловно, они обращают на себя внимание и делают качественно то, что им предлагаем Геннадий Александрович и я.


– Вообще по сравнению с прошлым годом есть прогресс у ребят в целом и у кого-то особо заметный, в частности?



– Глядя на них после трех сыгранных игр, мое мнение, что они немножечко начинают понимать требования Геннадия Александровича, мои требования. Второй момент – они начинают понимать специфику данного вида футбола. Дело все в том, что мы стараемся, и это абсолютно верно, не рассказывать какие-то невероятно специфические вещи игры на песке, человек сам должен быть футболистом внутри. Если он игровик, назовем это так, то он приспособится к игре. Специфические моменты, связанные с отскоком и передвижением по песку, будут для него уже вторичны. Если же человек не игровик, ему не хватает каких-то качеств для этого, скорости, выносливости и т.д., то все наши подсказки не возымеют никакого действия. Поэтому в этом плане они становятся чуть-чуть умнее по-игровому. Так как все, что характерно всегда юношам – это задор, бесшабашность, и от игры к игре они прибавляют в игровом мышлении, что радует.


– Как Вы относитесь к продолжающейся существенной ротации состава молодежной сборной, будет ли сформирован окончательный «костяк»? И если будет, то когда?



– Три игры показали, что костяк по большому счету есть, шансы проявить себя просто нужно дать всем, кто есть в списке Сборной. Я могу сказать без фамилий, что тех людей, которые в итоге пойдут дальше, мы с Геннадием Александровичем видели уже очень давно. Другой вопрос, что человеку нужно объяснять на основании определенных игровых моментов, а не на основании того, что ты думаешь и тебе кажется. Есть тренировочный процесс, есть игра, она очень ярко характеризует человека, его обучаемость, его движение вперед, либо отсутствие этого движения. Поэтому наше видение этого состава было давно, сейчас с течением игр мы это шлифуем, обойма определяется и очень скоро она будет стопроцентной.


– Возвращаясь к тем же Полубедову с Гароном. Видит ли их тренерский штаб «Альянса» в ближайшей перспективе в структуре клуба? И если – да, то готов ли «Альянс» выплатить за них компенсация, так как по «стратегическому плану», озвученному руководством петербургского пляжного футбола, первое право выбора принадлежит (на сегодняшний день) «Пляжу»?



– Этого я не слышал (улыбается…). Я понял, что это система драфта, как в НХЛ и НБА. Могу сказать, без фамилий, что ребята будут попадать в систему мужских клубов, а то, как они там будут адаптироваться и вообще будут ли они адаптироваться зависит не только от тренерского штаба условного «Альянса», «Кристалла» и т.д., но и от их желания этим заниматься.

Есть команды, которые тренируются очень много, тренируются в ущерб работе, учебе и т.д. Акцент либо на футбол, либо на остальное. Потому выбор и как оно будет дальше двигаться все равно будет оставаться и за ребятами.

Пока на данный момент, начало такого пути из Сборной, на мой взгляд, складывается у них положительным образом. Они попали в очень хорошие руки Геннадия Александровича и всей Федерации, которая в общем-то заботится о них. Очень по-хорошему им завидую, потому что когда я начинал играть в пляжный футбол у меня не было ни такого администратора, ни начальника, был только тренер – Геннадий Александрович (улыбается…), но всего остального нет.

Поэтому, еще раз, все зависит от них в любом случае. Геннадий Александрович это каждый раз повторяет и говорит, что по большому счету мы даем направление, а скорость движения каждого зависит всегда от него самого. Как только они это осознают, они начнут двигаться вперед.


– Не изменились ли планы «Альянса» по участию в российской Суперлиге, исходя из того, что первый этап состоится уже в мае?



– Я думаю, что 99,9%, что мы не будем участвовать в Суперлиге в этом сезоне, потому что немного рано, на мой взгляд. С Дмитрием Куприяновым мы обсуждали этот момент, – пока немного рановато участвовать в подобных мероприятиях, потому что можно обжечься очень быстро. Выбранный курс развития, так скажем, проекта под названием «Альянс», хоть называть это проектом мне не очень нравится, заключается в постепенном развитии, с привлечением большого числа молодежи.


– И в заключении, бытует расхожее мнение, что для того, чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока. Как у Вас продвигается этот процесс?



– Мне в этом помогли еще давным-давно (смеется…), потому что есть определенные травмы и т.д. Я утрирую, конечно, безусловно прямо «убить» нет, но то, что с бровки нужно смотреть не глазами футболиста – это совершенно точно. «Убить в себе футболиста» – я не знаю как это возможно в принципе, если ты играл хотя бы на каком-то уровне и любишь это дело. Но то, что нужно абстрагироваться от взгляда игрока и видеть все намного шире и по-другому – это стопроцентно. Поэтому доля истины в подобном высказывании есть.